Программа туристско-краеведческой работы 

Современный этап духовного и физического развития общества характеризуется  громадным ростом интереса  к истории. Этот интерес закономерен и понятен. Он  является одним из проявлений  всестороннего развития личности в обществе. Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует все­стороннему развитию личности ребенка и направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, изу­чение природных особенностей и истории родного края,  приобретение навыков самостоятельной деятельности, профилактику подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и табакокурения. Кроме того, формирует такие качества как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.

Туристско-краеведческая деятельность – один из наиболее массовых видов спорта. Но это не только спорт. Это философия, образ и стиль жизни. Путешествуя, человек знакомится с родным краем, иногда попадая в условия, близкие к тем, в которых жили наши предки, на практике знакомится с бытом и традициями своего народа. И в один прекрасный момент он задумывается о своем месте в жизни. Именно отсюда и начинается патриотизм – с отождествления себя со страной, в которой живешь, с ее культурой и обычаями.

Немалое внимание в программе уделено аспекту знакомства детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области. Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.). Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества. Через игры, песни и танцы, обрядовые действа дети знакомятся с традиционными навыками поведения. Современная семья утратила многие старые добрые традиции, выполнявших воспитательные функции и наша задача как воспитателей  найти средства взаимодействия с воспитанниками, для понимания удивительного мира ребёнка.

Новизна и актуальность программы.

Воспитание молодого поколения в духе патриотизма – это первоочередная задача современного образования. Беда нашей страны – растущее число малолетних преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира, существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое ухудшение здоровья детей – слабая физическая активность, интенсивные информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до девиантного поведения.

Активизировать познавательную деятельность молодежи, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически – вот еще важнейшие задачи современного образования. Изучение родного края и туризм позволяют реализовать все эти задачи в полном объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.

В походе ребёнок имеет возможность вплотную наблюдать жизнь различных экосистем. Знакомится с природой равнин и среднегорья, сталкивается с жизнью водоемов и на практике знакомится с некоторыми законами гидродинамики.

Данная программа включает себя не только исследование флоры и фауны Ростовской области на примере Семикаракорского района посредством походов, но и изучение истории казачества а так же творческого наследия В.А. Закруткина (на территории станицы Кочетовской находится музей В.А. Закруткина)

Отличительной особенностью данной программы является то, что она разработана с учетом природно-климатических и культурных особенностей Ростовской области и Семикаракорского района, уровня физической подготовленности детей, а также материально-технической оснащенности детского дома.

Практические занятия, походы вынесены на осенний и летний периоды, а теоретическая часть на зимний и весенний периоды.

При разработке программы учитывались следующие документы и материалы:

  • Закон «Об образовании»
  • Федеральный закон «Об основах туристической деятельности»
  • Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий)  с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений РФ
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.125103, введенные в действие 20 июня 2003 года

Основные цели программы:

  • физическое и духовное развитие личности;
  • воспитание в ребенке любви к окружающему миру и родной стране;
  • формирование чувства патриотизма и гражданственности;
  • развитие у детей интереса к истории и культуре казаков;
  • познакомить воспитанников с творчеством нашего земляка В.А. Закруткина;
  • пробудить интерес к личности и творчеству  В. А. Закруткина, более глубоко познакомиться с произведениями писателя и публицистикой о нем;
  •  воспитывать любовь к родному краю и его историко-литературным ценностям;
  • выявлять и развивать творческие интересы воспитанников через общение с природой и культурными памятниками родной страны;
  • формировать личность, способную творчески адаптироваться к жизни, ее изменениям, в том числе агрессивным проявлениям, путем усвоения специально разработанной системы навыков и взглядов (системы выживания);
  • овладение ребенком основными спортивно-техническими профессиональными навыками в данной области;
  • развивать способности к принятию творческих решений в нестандартных жизненных ситуациях на основе имеющегося багажа практического опыта, т.е. переход количества практического опыта и знаний в качество оригинальных решений;
  • социальная адаптация детей и подростков с отклонениями в социализации;
  • воспитание в воспитанниках основных человеческих качеств: взаимовыручки, дружбы, честности, бескорыстия, самостоятельности, отзывчивости.

Задачи программы:

  • пропаганда туристско-краеведческой деятельности;
  • пропаганда здорового образа жизни через занятия спортом;
  • изучение  культуры и природы Семикаракорского района Ростовской области через туристские походы, посещение памятников истории и природы.
  • Изучение истории и культуры казаков.
  • Отслеживание динамики формирования знаний об истории казачества у воспитанников.
  • Знакомство с творческим наследием В.А. Закруткина.
  • Раскрытие нравственно-эстетические ценности произведений В. А. Закруткина;

 

Романтика туристско-краеведческой деятельности позволяет привлечь и удержать в этой сфере детей. Широкие педагогические возможности содействуют как детскому, так и подростковому коллективу, сплочению группы, вовлечению в учебно-тренировочный процесс, облегчению управлением детским коллективом и каждым воспитанником в отдельности.

Полная реализация программы туристско-краеведческой группы во многом будет содействовать оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, реализации стратегической задачи – всестороннего развития учащихся.

 

Предполагаемые результаты

На занятиях, в походах, путешествиях, экскурсиях воспитанники должны научиться:

– составлять план путешествий и разрабатывать маршрут;

– фиксировать наблюдения;

– проводить простейшие исследования;

– вести наблюдения за погодой и составлять прогнозы;

– ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по различным особенностям местных предметов;

– делать пешие переходы с грузом, оказывать первую доврачебную помощь;

– ставить палатку, разводить костер, готовить пищу, изготовлять простейшее туристское оборудование.

Так же воспитанники должны знать историю и культуру Дона, земли донской, донских казаков. Иметь представление о таких понятиях как «казачий быт», «Казачья утварь», «Казачий костюм». Знать о том, как воспитывали в казачьей семье девочек и мальчиков, почему давалось разное воспитание, какая цель преследовалась. Познакомиться с казачьими песнями, пословицами и поговорками.

Учитывая особенности развития  нашего края в области казачества нельзя не упомянуть о нашем земляке В.А. Закруткине, который внёс весомый вклад в понимание донской земли.

На основании этого воспитанники должны помнить о творческом наследии В.А. Закруткина, знать его вклад в осознание таких понятий как  Родина, родной край, Донская земля.

Программа рассчитана на воспитанников 10–18 лет и направлена на приобретение ими основных знаний о сво­ем крае; технике и тактике туризма; ориентирования на местности; ведения краеведческих наблюдений и исследований; оказания первой медицинской помощи; необходимых знаний, умений и навыков.

 

Программа рассчитана на 3 года обу­чения и является базисной.

Начальный этап подготовки предусматривает получение общих знаний и общую физическую подготовку, после прохождения начального этапа тренер-преподаватель может специализироваться и углубить программу, исходя из своего опыта, специализации, интере­сов и навыков детей.

Основные формы образовательной деятельности:

  • групповые тренировки и тренировки по индивидуальным планам;
  • спортивные соревнования;
  • спортивные сборы;
  • туристские походы, полевые лагеря;
  • теоретические занятия;
  • посещение дома-музея В.А. Закруткина.

Продолжительность учебного часа составляет 40 минут.

Расписание занятий со­ответствует требованиям санитарных правил и норм и предусматривает перерыв длительностью не менее 10 мин для отдыха детей и проветривания помещений.

Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в помещении детского дома в соответствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

Количество обучающихся в группах, согласно приложению 3 к СанПиН 2.4.4.125103, составляет от 10 до 15 человек.

смотреть программу туристско-краеведческой работы